bikeportal.org.ua

Полезная информация

Особенности эксплуатации велосипеда зимой

Оразцов Евгений (Saintcat). 14.12.2010

Я езжу на велосипеде круглый год. Летом больше, зимой меньше. В межсезонье, пока идут дожди – редко. Зимой чаще езжу в плохую погоду – на работу, чтобы не зависеть от транспортного коллапса, который случается во время обильных снегопадов. Производители велосипедов обычно ничего не говорят по поводу температурных ограничений использования, видимо, полагая, что отчаянных нет. Однако, я где-то видел упоминание об ограничении нижней температуры в +5 градусов. Маловероятно, чтобы что-нибудь случилось при низкой температуре с простым ригидом, но риск «гарантийных» поломок увеличивается из-за увеличения хрупкости металлов и пластиков при отрицательных температурах.

Мой температурный рекорд на хардтейле – езда при минус 22-23 градусах (езда по городу, около 2 часов), и на двухподвесе – до минус 13 градусов.

Главные отличия от лета

  • Совершенно необходима (!) продуманная одежда.
  • Ехать намного тяжелее.
  • Намного меньше комфорта.
  • Скользко.
  • Хуже работает трансмиссия.
  • Возможны проблемы с не дисковыми тормозами.
  • Рано темнеет.
  • Сильно изнашивается ходовая часть велосипеда – цепь, кассета, система.

Большинство этих проблем можно успешно игнорировать, остальные – довольно легко решить. Чтобы благополучно ездить на велосипеде в крепкий мороз, нужно правильно одеться и правильно ездить. Я буду говорить о температурах от -10 до -20 градусов и одежде, в которой я обычно езжу.

Физиология

  • При езде на холоде, все части тела, в которых медленный или затруднённый кровоток могут мёрзнуть, если они недостаточно утеплены: пальцы ног, рук, уши, нос, щёки – это то, что мёрзнет в первую очередь и о чём нужно заботиться.
  • Глаза при низких температурах могут сильно пострадать. Берегите глаза. Беречь – значит закрыть лыжной маской с двойным стеклом.
  • Количество тепла в организме сильно зависит от еды. Не ездите на голодный желудок, берите с собой сладкое. Энергия расходуется не только на движение, но и на обогрев. Наверняка, каждый замечал, что после еды становится теплее.
  • Бывает, нужно быстро согреться. Самым лучший способ – сладкий горячий чай или кисель в больших количествах, чуть менее эффективно – горячая еда. Если ничего нет – нужна физическая активность. Приседайте, ходите на носках, махайте руками – делайте упражнения.
  • Алкоголь – не согревает, он расширяет сосуды и тепло от внутренних органов перераспределяется к замёрзшим частям тела (они замёрзли, чтобы сохранить тепло внутренних органов, которые для выживания важнее).

Экипировка велосипедиста

  • Термофутболка с длинным рукавом и термоштаны.
  • Носки – тонкий термоносок на голую ногу, шерстяной вязанный сверху.
  • Трусы – не смешно, они тоже должны быть «термо». Купите – не пожалеете.
  • Внешние штаны: тут вариантов много. лучше всего – комбинезон из какого-нибудь «софтшела». Могут быть горные штормовые штаны с молниями по бокам и матерчатой подкладкой. Водонепроницаемость – не важна, дышимость – обязательно. Мембраны сравнительно плохо дышат (раз в 100 хуже синтетической ткани плотного плетения). Могут быть просто штаны из плотной синтетической ткани, вроде палаточной, с какой-нибудь подкладкой. Главное, чтобы не продувались и не облегали плотно ноги, иначе будет очень холодно. Важно, чтобы у штанов был высокий пояс.
  • Флиска из Polartec 200 или подобной ткани.
  • Не продуваемая куртка с капюшоном и удобным кроем у горла. Куртка должна хорошо защищать горло от охлаждения. При температурах ниже -12..-13 нужна куртка с утеплителем. Переход температуры от -12 к более низким резко ощущается.
  • Толстые перчатки с утеплителем! Подходят лыжные.
  • Шапка-балаклава!
  • Лыжная маска (очки) с двойным стеклом и гидрофобным покрытием.
  • До -15 я катаюсь в зимних контактных ботинках с контактными педалями, при более низких температурах – в треккинговых ботинках и платформенных педалях. Если одевать поверх зимних контактных ботинок неопреновые бахилы, возможно будет комфортно до -20. Но промерзают через шип.
  • Шлем!
  • Хорошо, если ваше лицо полностью скрыто балаклавой и лыжными очками (и лыжные очки при дыхании не запотевают).
  • Если кончик носа выглядывает из-под балаклавы, наклейте на лыжную маску кусок лейкопластыря так, чтобы он закрывал кончик носа от ветра. Вы получите обморожение, если будете ездить с незащищённой кожей при температурах ниже -10 градусов.
  • Используйте гигиеническую губную помаду.
  • Идеальная одежда – это когда тебе прохладно, когда стоишь и не жарко, когда едешь. Но это не относится к пальцам ног и рук – им должно быть тепло всегда. Хорошо, если у вас в рюкзаке рядом с термосом будет лежать лёгкая куртка с тонким слоем утеплителя (весом до 600 г, вроде пуховых свитеров альпинистов). Одевайте её на остановках, чтобы сохранять тепло.

Техника езды зимой

  • Езда зимой – лучшая тренировка техники управления велосипедом. Заносы заднего и переднего колес – обычное дело, когда есть снег.
  • Самое опасное покрытие – мокрый бугристый лёд или бугристый лёд, покрытый снежной кашей. Это почти гарантированное мгновенное падение. Даже шипы на покрышках могут не спасти.
  • Самое приятное покрытие – утоптанный, но не раскатанный снег, либо тонкий слой (до 5 см) свежего снега без льда под ним.
  • Ехать нужно размеренно, стараясь не вспотеть. Не нужно устраивать гонки, если это не цель поездки. Нежелательно потеть, при намокании вы начнёте мёрзнуть.
  • Возьмите в рюкзак термос со сладким чаем. Не пейте холодную воду – простудитесь.
  • Трансмиссия начинает работать задумчиво. С этим ничего нельзя сделать, поэтому просто примите и расслабьтесь. У меня на велосипедах стоят переключатели и манетки верхних групп Sram, которые, по легенде, должны работать лучше всего. Но и они, на верхних передачах сзади переключают не мгновенно в снежной каше при -15. Если на дороге вода и температура падает – включите самую удобную передачу, скорее всего переключатели замёрзнут в глыбу льда и перестанут работать вообще.
  • Если ездите в контактной обуви, старайтесь долго не стоять на земле, и не становиться в снег. Это ускорит замерзание пальцев на ногах в несколько раз.
  • Ставьте чуть более лёгкую передачу. С высоким каденсом легче переезжать снежные заносы. Езда с большим каденсом поднимает пульс и согревает тело.
  • Будьте готовы подняться в седле в «атакующую позицию» при малейших признаках заноса.
  • При заносе заднего колеса, поворачивайте руль в сторону заноса для выхода из него. Занос переднего обычно происходит на поворотах, при торможении и переезде снежной каши на льду. Если занос возник при торможении – уменьшите его силу либо прекратите, если в повороте – проедьте немного (метр-два) прямо. Если вы наехали на скользкую неровную поверхность, обычно, что-либо предпринимать уже поздно :)
  • Иногда, когда контроль над велосипедом потерян, лучше завалиться на бок, чем ехать прямо (например, когда едете с горы по грунтовой дороге).
  • При проезде льда – не нажимайте на тормоза и не прилагайте усилий к педалям. Старайтесь не поворачивать на нём. Просто катитесь прямо.
  • Не закладывайте крутые виражи на снегу или льду.
  • Тормозите заранее, не рассчитывайте затормозить в последний момент.
  • Дышите через нос. В при выдыхании, воздух нагревает носовую полость, а при вдохе – нагревается перед попаданием в лёгкие.
  • Расслабьте плечи, не сжимайте руль сильно – пальцы будут меньше мёрзнуть.
  • При езде зимой в одетом капюшоне куртки, звуки сзади доносятся слабо. Будьте бдительны, оглядывайтесь при манёврах на дороге.
  • Не тормозите юзом. Если у вас гидравлические тормоза – пользуйтесь для торможения одним пальцем.

Подготовка велосипеда и особенности железа

  • Ремонт в дороге зимой очень неприятен. Велосипед не должен сломаться при зимней езде. Убедитесь, что в вашем велосипеде нет критически изношенных деталей, если они есть – замените их
  • Возьмите в однодневный выезд 2 запасных камеры, потому что заклейка камеры при -10 будет проблематичной, а при -20 превратится в кромешный кошмар.
  • Зимой, дисковые тормоза покажут себя с лучшей стороны (но я слышал от веломеханика, что гидравлика Shimano XT на морозе начинает течь). Мои Avid Juicy и шимановская механика работали безупречно.
  • Элластомерные вилки замерзают и становятся жёсткими на морозе спустя 10 минут. При сильных ударах могут срабатывать, но я бы не рассчитывал на это. Дома, при нагреве, работоспособность возвращается.
  • Можно купить специальные шипованные зимние покрышки вроде Schwalbe ICE SPIKER. На мой взгляд, они оправданы, если часто ездить зимой, а дороги покрыты льдом не меньше месяца. Я езжу на 2.25″ Nobby Nic 2007 года и считаю, что они с задачей вполне справляются (а весят 570 грамм/штука). До того был 2.25″ Блек Джек – тоже было хорошо (кроме веса), а на полусликах 1.9 – 2.1″ – совсем плохо.
  • В целом, я бы с осторожностью использовал воздушные амортизаторы зимой и был готов к их отказу. Мои вилки Рок Шокс с двумя воздушными камерами работают без заметных отличий до -13 градусов. Немного замедляется сжатие и отскок. Отскок можно настроить до необходимой скорости, скорость сжатия меня устраивает. Проблем с амортизатором Fox RP23 тоже не было. Тьфу-тьфу-тьфу. Я использую неопреновую защиту на всех амортизаторах (как бы «не круто» это не смотрелось).
  • Карбон. Он похож на железобетон: арматура из карбоновых волокон, и полимер, которым всё залито. Полимеры при низкой температуре становятся более хрупкими. Я бы воздержался от использования карбоновых деталей при экстремально низких температурах (но использую подседельный штырь на подвесе, потому что не смог найти подходящий алюминиевый).
  • Учитывайте изменение давления (объёма) воздуха в амортизаторах и камерах при уменьшении температуры. Для корректной работы амортизаторов и адекватного давления в камерах, либо накачивайте их до нужно давления на улице через 10 минут после выезда, либо рассчитывайте нужное давление по разнице температур дома и на улице (средняя школа, физика, законы для идеальных газов). После подсчёта, получается, что уменьшение давления при изменении температуры с +25 градусов до -10, составит около 10%, а при уменьшении температуры до -20 – 15%. Соответственно, качайте так, чтобы при уменьшении давления на эти 10 или 15% вы получали нужное в камерах и амортизаторах. Если хотите посчитать давление точно, обратите внимание на то, что 15% от 3 атмосфер – не то же самое, что уменьшение на 15% до 3 атмосфер (в данном случае – разница 0,22 атмосферы, для покрышек не критично, а вот в случае амортизаторов будет значительное отклонение, потому что их рабочий диапазон давлений меньше).
  • Если на дорогах снег, небольшое снижение давления в камерах в пределах допустимого для покрышек и разумного для езды (на полуспущенных камерах тяжело крутить педали) улучшит сцепление с дорогой, иногда это критично.
  • На дорогах коммунальные службы разбрасывают соль, чтобы лёд таял. Соль вызывает сильную коррозию металлов. По возвращении домой, соль, которая попала на велосипед с дороги нужно смыть водой. Удобнее всего, сразу после прихода домой, поставить велосипед в ванную – до того как разуться самому. В тепле с велосипеда начнёт капать растаявший снег, пропитанный маслом и бензином с дороги. Дайте велосипеду нагреться до комнатной температуры, после чего, хорошенько полейте его из душа. Обратите особое внимание на то, чтобы вода ПОПАЛА в узкие места калиперов гидравлических тормозов и НЕ ПОПАЛА внутрь втулок и рулевой. Дайте воде стечь, вытрите велосипед насухо, смажьте штоки амортизаторов маслом для амортизаторов. Брызните WD-40 на стальные части (болты выноса, педали), чтобы они не ржавели.
  • Цепь следует мыть после каждой зимней поездки, если под колёсами был снег или вода.
  • Последнее, оно же первое. Зимой рано темнеет. Поэтому нужна мощная фара. Лучше всего, чтобы блок аккумуляторов был выносной, чтобы его можно было спрятать на в тёплом кармане. Батарейки и аккумуляторы на холоде при больших токах разряда разряжаются в 3-10 раз быстрее, чем летом.

Чрезвычайные происшествия

  • Не ездите в лесу в одиночку, в случае травмы, без помощи вы можете остаться там навсегда.
  • Не выезжайте в длительные (для -10 градусов – дольше двух часов, для -20 градусов – дольше часа) автономные поездки без тестовых выездов в населённых местах, откуда можно эвакуироваться общественным транспортом.
  • Делайте остановки каждые 15-30 минут, чтобы размять пальцы рук и ног, лицо – это первое, что страдает от обморожений.
  • При малейшем холодовом дискомфорте пальцев рук, щёк, пальцев ног, остановитесь – походите на носках, разомните пальцы рук и ног, выпейте горячего чаю.
  • Если мёрзнут пальцы/лицо и вы не можете их согреть, начинаете терять контроль (трудно сжимать пальцы рук, перестало колоть пальцы ног/щёки от холода во время езды) – немедленно прекращайте поездку. Если вы рядом с цивилизацией – идите в тепло (в магазин, к примеру), если автономно – разводите костёр или горелку, согрейтесь. Если чувствительность только начала пропадать, быстрое принятие мер может позволить легко отделаться (потрескается, облезет кожа с кончиков пальцев, кончика носа). Если вы ничего не предпримете, спустя несколько часов ваши пальцы могут превратиться в кусок льда, и тогда последствия будут необратимые.
  • Лучше «перебдеть, чем недобдеть». Даже если на улице -5, перчатки должны быть с утеплителем, а не флис/виндблок, потому что кровообращения рук, лежащих на руле затруднено и они легко мёрзнут.
  • Ну и само собой – ставьте родственников в известность о своих планах, маршрутах и контрольных сроках, берите с собой мобильный телефон, храните его в тепле.
Источник
 

Комментарии 

 
+4 #1 nils_tisebe 16.12.2010 22:03
Очень толковая статья!
При переходе на зимнюю езду, меняю дисковую гидравлику на механику, контактные педали на топталки и аммо-вилку на жёсткую,трансмиссию на самую дешёвую, соответсвенно меняю покрышки.
Поролоновые грипсы теплее резиновых за счёт меньшей теплопроводности.
Ещё совет, брать с собой запасные перчатки и носки + пару тонких полиэтиленовых пакетов. При падении в покрытую льдом лужу они могут сильно пригодиться вам или вашим товарищам.
Берите кроме термоса, фляжечку с коньяком и сникерс, спички или зажигалку.
 
 
+3 #2 Жулей 19.12.2010 21:25
Женя спасибо за статью, всё написано правильно, широко и доходчиво.
Я, правда, не мыл велосипед в ванной:) Обычно по возвращению с тренировки с плохой погодой, сразу брал ведро гоячей воды и мыл велосипед у подъезда.
Для катания или тренировки, принцип одеваться, существено меняется и особено в горах. К примеру, даже в минусовую температуру, когда едешь в гору, то становится жарко и готов раздеться до велотрусов, а с горы становится невыносимо холодно. Поэтому для велосипедистов почти вся велоформа для зимы должна быть пошита по такому принципу, чтобы спереди не продувалась, а сзади легко дышала. Иногда велосипедисты возят так называемые ветровки, их одевают перед спуском и в начале тренировки, пока не разогреешься. А ещё на зимних сборах почти все велосипедисты используют жилетки, жилетка прекрастно терморегулирует, не даёт продуть велосипедиста, сохраняет нужное тепло и через отсутствующие рукава выпускает излишнее тепло. За теплоотводом надо следить тщательно, вовремя расстёгивая молнии, одевая или снимая ветровку.
В лыжных очках не ездил, надо попробовать, но боюсь, что они будут запотевать и в них ухудшется обзор.
 
 
#3 Saintcat 20.12.2010 02:51
Цитирую nils_tisebe:
меняю дисковую гидравлику на механику, контактные педали на топталки и аммо-вилку на жёсткую,трансмиссию на самую дешёвую

У меня гидравлика Авид работает безупречно, но нужно промывать, или ездить ежедневно - поршни могут плохо работать после долгого простоя. Помогает - снять колодки и капнуть на соединение поршень-калипер тормозной жидкости. На остальное - забиваю. Вилки - ревелейшн и реба, амморт - фокс рп23. Фокс работает вообще выше всяких похвал, вилкам надо додувать в негатив, чтоб помягче было.

Без контактов как-то не могу, если совсем дубак - езжу в треккинговых ботинках - ниже -15 градусов.
 
 
#4 Saintcat 20.12.2010 02:56
Трансмиссия - вопрос... у меня сейчас второй вел стоит, ждёт замены кассеты-системы-цепей (расход большой, оказалось - новая система дешевле замены двух звёзд).

В четверг, как раз, следующий день после публикации "специалист" славно отполировал задницу на мокром "светофорном" льду. Два оборота педалей без эффекта, мыль "что за..." а дальше 5 метров езды на заднице :)))
 
 
#5 Saintcat 20.12.2010 03:01
В статье я чуть добавил - http://activelife.dp.ua/?p=2425 Ну и фото :)))
--
Саша - в точку. Если гоняться/тренироваться, то ломить в гору будет жарко, даже в осенней одежде при -10, а на спуске можно нос отморозить Тут нужно экспериментировать, тебе лучше знать.

В ванной мне велосипед разрешает мыть жена :))) Она тоже иногда ездит, у неё есть одежда до ноля градусов примерно, но она любит комфорт.
 
 
#6 Saintcat 20.12.2010 03:05
Во! Ещё!
Ощущение холода зависит от жирности велосипедиста! Я за лето похудел на 11 кг и стал жилистым вместо полноватого. Теперь утепляться нужно заметно больше! Короче, если гоняетесь, вероятно, подкожного жира мало, и будет холоднее, чем более полным людям.
 
 
#7 Exec2001 22.12.2010 13:55
А как насчет отморозить легкие? Где-то читал что при температуре ниже -10 есть опасность обморожения легких при активной езде на велосипеде.
 
 
#8 Saintcat 22.12.2010 14:16
Цитирую Quadro:
А как насчет отморозить легкие? Где-то читал что при температуре ниже -10 есть опасность обморожения легких при активной езде на велосипеде.

Человек тёплый Если в лёгких лёд - значит человек остыл Ещё до того - сердце откажется перекачивать загустевшую кровь. К тому же, если в лёгких лёд - это разрыв капилляров в альвеолах, кровеносных сосудов и смерть в течение пары минут.

От переохлаждения дыхательных путей можно простудиться, ангиной заболеть или бронхитом, если активно дышать ртом. Чтобы этого не случилось, при -10 и ниже надо размеренно дышать через балаклаву (или шарф) носом. Балаклава и лицо будут немного согреваться при выдохе и нагревать воздух при вдохе, плюс, воздух будет согреваться при прохождении носовой полости (и обратно согревать её при выдохе). Я не медицинский специалист, но это - работает
 
 
#9 Saintcat 22.12.2010 14:17
В пеше/горных походах при очень низких температурах используют "флисовый рукав" - труба из флиса, через которую дышат во сне, чтоб воздух согревался с -20..-30 до более жизненных температур (хотя чаще, когда такой дубак, греются другими способами).
 
 
#10 TheSpy 22.12.2010 15:01
Не увидел момента, можно добавить: шипы контактов бывает примерзают. Попала вода, заледенела - и все. Возможно, поэтому Нильс (как и я) ставит топталки. конечно, и чтоб ногу в случае чего быстрее убирать

Насчет очков: помогают в принципе любые очки, а без очков реально нельзя. При -10 и ниже грозящий диагноз - отслоение сетчатки (без очков при езде)

Насчет бугристого льда со снежной кашей: такое условия часто встречается на обочинах дорог, кашу там взбивают машины, а лед часто имеет уклон к середине дороги! Поэтому если начинает нести, то влево, под машины! Это тут случай, когда реально лучше не соваться на дорогу и ехать тротуаром
 
 
+1 #11 TheSpy 22.12.2010 15:02
Лучше держит не зубастая резина, а мягкая резина! т.е. дубовая зубастая ничего не дает. Да и зубы прекрасно забиваются снегом

И личное наблюдение: привычка важнее резины. В сложных условиях скользит все приблизительно одинаково, зато если привыкнуть, то любые условия пофигу. Я лично часто езжу на сликах)) просто лень переобуваться) и не обращаю внимания

А, да! Тормозить на льду (напр. на светофоре) лучше с упором на задний тормоз, потому что при переднем зажатом заднее начинает обгонять переднее и вел может "сложиться". Хотя зад может просто пойти юзом и вообще не тормозить) Короче, тоже дело практики
 
 
#12 Saintcat 23.12.2010 19:47
Цитирую TheSpy:
Лучше держит не зубастая резина, а мягкая резина! т.е. дубовая зубастая ничего не дает. Да и зубы прекрасно забиваются снегом


Так это везде так, безотносительно температуры и сезона - "мягкая по мягкому, жёсткая по жёсткому".

Цитирую TheSpy:
И личное наблюдение: привычка важнее резины. В сложных условиях скользит все приблизительно одинаково, зато если привыкнуть, то любые условия пофигу. Я лично часто езжу на сликах)) просто лень переобуваться) и не обращаю внимания

Я на полусликах первую свою зиму на веле проездил - тяжело. Когда поставил Блек Джек Спорт (2.25"), ощущение стало - как по рельсам.

Техника человека не заменит никогда в данном случае
 
 
#13 Prizrak 28.02.2011 07:57
Езжу на веле каждый день (на работу).а зимы в Сумах снежные,дороги по городу во льду,по этому применяю шыпованую(самодел)резину.--на зиму (1000-1200км)шипов хватает.А остальное по теме --согласен с Жулеем Саней---как будешь проводить тренировку (зимой) так и обевайся.
 

Вхід / реєстрація

Підтримай сайт bikeportal.org.ua фінансово:



Календар

Квітень 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Нд
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Найближчі гонки

Немає подій

Банер  
  
наверх
time: 0.27507209777832